28 июня 2025, 11:33:57

Новости:

Ловим зимой, весной, летом и осенью



Форсаж лодочного мотора

Автор DonFisher, 04 октября 2010, 15:57:42

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

DonFisher

Кто делал, делимся опытом. Например, можно 5-ку до 8-ки разогнать или все зависит от конкретной модели?
Оформляется ли форсирование в ГИМС или можно не оформлять?

Саша (П2+S30)

Конечно все зависит от модели  и характеристик мотора.  Многие производители выпускают линейку моторов с одинаковой кубатурой, но разными цихверками мощности на колпаке. Пример ямаха 6/8, 9,9/15, 25/30 и т.д. И такое не только у мамашки - сусучка не отстает ;D. Дефорсированны моторы могут быть либо установкой ограничителей/дросилирующих шайб в карбе, либо изменением геометрии пропускных каналов системы питания двигателя (карб, лепески клапанов). Моторы бОльшей мощности обычно дефорсируются изменением угла опережения зажигания + системы питания. Инжекторные моторы дефорсируются перепрошивкой мозгов, так что чип-тюнинг может добавить лошадей в табун, но надо ли оно?????? Т.к. детали поршневой и редуктора не меняются, то при одинаковом объеме меньше ресурс у движка с большим количеством кобыл в табуне. Ну сможешь выйти на глис  с еще одним бутером в сумке, а замена поршней станет в 2/3 цены нового движка...
Периодически на мотолодке всплывают темы о форсировке моторов, но что-то народ не ломится толпами повторять увиденное.

DonFisher

Саня, короче ты не советуешь форсировать движок?

Саша (П2+S30)

Цитата: DonFisher от 04 октября 2010, 18:37:50
Саня, короче ты не советуешь форсировать движок?
Вот тут алгоритм превращения ям 25 в ям 30:
http://forum.motolodka.ru/read.php?f=1&i=749291&t=747932#reply_749291
Разница в диаметре дифузоров карба 25-ки и 30-ки  = покупке нового карба + 30-ка поедет  с винтом который не могла раскрутить 25-ка= покупка другого винта. Не дешевле сразу 30-ку купить?
Я за выбор сбалансированного комплекта изначально.
В других ветках тут так тщательно перетирается оснастка спинингов и ни кому не приходит в голову  смотать скотчем  2ультралайта чтоб ими потроллить можно было.
Форсирование оправданно, когда из 2-х полумертвых движков собираешь 1 нормальный.  Ради экономии на налогах, когда платишь за 9 , а пользуешь 15 это бессмысленно. Смысл возникает если 75 разогнать до 115-ти.  В каждом конкретном случае надо взвешивать все за и против.
Но если  таки интересны варианты и результаты форсажа, то я могу в свободное время наковырять инфы про это.
Еще  владельцам моторов надо понять , что такое шаг  винта и эфективный упор.  Может вместо форсировки купить винт с меньшим шагом или "подрезать" существующий.

BSV

Цитата: Саша (П2+В30) от 04 октября 2010, 21:02:32
Еще  владельцам моторов надо понять , что такое шаг  винта и эфективный упор.  Может вместо форсировки купить винт с меньшим шагом или "подрезать" существующий.

Вот это наверное более приемлимый вариант.
А можно чуток подробнее, как и с какой стороны меряются эти шаги  ??? и на што какой шаг влияет ??? ( 38 попугаев ;D)

Саша (П2+S30)

Блин, минут 15 набирал ответ на КПК с формулами и т.д. - зависло чудо враждебной техники  >:(. Ща по новой с компа буду отвечать

Саша (П2+S30)

Диаметр и шаг винта являются важнейшими параметрами, от которых зависит степень использования мощности двигателя, а следовательно, и возможность достижения наибольшей скорости хода судна. Каждый двигатель имеет свою так называемую внешнюю характеристику - зависимость снимаемой с вала мощности от частоты вращения коленчатого вала при полностью открытом дросселе карбюратора. При увеличении и шага, и диаметра винта выше оптимальных значений лопасти захватывают и отбрасывают назад слишком большое количество воды: упор при этом возрастает, но одновременно увеличивается и потребный крутящий момент на гребном валу.Это означает, что двигатель уже достиг предельного - максимального значения крутящего момента и не в состоянии проворачивать гребной винт с большой частотой вращения, т. е. не развивает номинальную частоту вращения и соответствующую ей номинальную мощность. Такой гребной винт называется гидродинамически тяжелым.
На практике по Вихрю имеем винт 300х240, при минимальной загрузке лодки, когда вес отталкиваемой винтом воды небольшой и винту крутиться легко мы имеем 5000 оборотов на коленвале, примерно 2900 оборотов на винту (редуктор не забываем) 2900х0.3 = 870 м пройдет лопасть вихря за минуту(учитывая такой параметр как скольжение винта  870 превратятся в 750)
Теперь представим, что мы загрузили в лодку 3-х сироток по центнеру , ящик пива и пол кабана для шашлыка - вес лодки стал намного  больше,  веса воды который должен откинуть наш винт стало тоже очень много, а крутящий момент остался тот же в результате мотор крутится до 3000 оборотов, винт до 3000/1,7=1764
1764*0,3=  529, метров пройдет лопасть (а учитывая скольжение дай бог 450 перевалить)
Ставим винт с меньшим шагом, соответственно меньшим упором и меньшим потребным крутящим моментом
280х240мм. Этому винту за 1 оборот надо откинуть от себя меньше воды, двигателю легче провернуть его в итоге мы получаем обратно свои 5000 оборотов на моторе, 2900 на винте, а вот лопасть теперь пройдет :
290*0,28=812 ( с учетом скольжения где-то 700 метров).
Мы получаем гарантированный выход на глис и приемлимую скорость с меньшим расходом топлива.
В подборе винта очень помогает тахометр. С легким винтом (когда шаг или диаметр заведомо малы) можно получить перекрут, который опасен тем, что подшипники работают на износ.
P.S. если букаф слишком много, говорите где нипаняяяяяятна  ;D

BSV

а в каком месте меряются эти шаги ???

Саша (П2+S30)

Цитата: BSV от 04 октября 2010, 23:14:51
а в каком месте меряются эти шаги ???

На импортных винтах обычно сбоку выбиты цифры 12х14 и т.п. первое число - шаг в дюймах ( умножить на 2,54 - получим в сантиметрах), второе число = диаметр винта.
Наверняка слышали/читали 11-й винт, 14-й винт - так вот это про шаг винта.

DimOK

04 октября 2010, 23:47:03 #9 Последнее редактирование: 04 октября 2010, 23:48:50 от DimOK
Саня всё верно разжевал....но наши люди  не хотят заморачиваться... не все конечно.. но многие, согнув пальцы крестиком, скажут.... неее мне пальцем ткните в пропеллер.. какой самый крутой .. я куплю... -)) Я тоже озадачивался шагом винта, позадовав знающим людям вопросы и попытавшись вникнуть в тему  чуть глубже.... решил оставить всё как есть... выгоды никакой... ну еду чуть медленнее... всё свёл к тому что спилю винт по песку потом буду думать-))
моя история с чего всё началось............  в нашей компашке две одинаковые по размеру лодки...330 но разных производителей.... два мотора 15-ки.. с тем же приколом... так вот моя отстаёт и всё.. мну жаба душит смертно.. хотя смешно но душит-))))))
Куплю шкурки браконьеров... дорого...

nrg

Недавно тоже задался вопросом о переделке мерка 10 в мерк 15. Выяснил, что для этого продается спец. рем комплект, в который входит другой карбюратор. Комплект + замена на сервисе стоит около 8000-9000р.

Начал собирать по этому поводу инфу, перечитал пару форумов по этой тематике и пришел к выводу, что смысла в этом нет никакого. Максимум чего я добьюсь это увеличу расход топлива и износ двигателя. Практически все советы сводятся к таким же, как выше написал Саша (П2+В30). Грамотный подбор винта с использованием тахометра. Причем один человек советовал на 10-ку поставить винт SOLAS из нержавейки с шагом 11(или 11,5) - 6500р..  Говорит ,что этот даст фору любому форсажу и новому карбратору. Чем отличается обычный винт от винта из нержавейки? Трех-лопастной от четырех-лопастного?

Цитата: Саша (П2+В30) от 04 октября 2010, 22:27:15

P.S. если букаф слишком много, говорите где нипаняяяяяятна  ;D
Не очень понял, как правильно подобрать шаг. Например ставлю тахометр, нагружаю лодку по-полной и начинаю опытным путем уменьшать шаг винта, пока лодка не выйдет на глисс и не покажет максимальные обороты на тахометре? А на разгруженной увеличиваю шаг, пока на глиссере мотор не будет чуть недокручивать до максимальных оборотов. Так? Или неправильно?

DimOK

04 октября 2010, 23:51:13 #11 Последнее редактирование: 04 октября 2010, 23:54:24 от DimOK
Да не .. фишка в том чтобы при оптимальной (средне статистической, ну например постоянный экипаж плюс скарб и бак)... нагрузке мотор выдавал заданное  производителем число оборотов.. или мы об одном но разными словами.... Сань...ошибаюсь?
Куплю шкурки браконьеров... дорого...

Саша (П2+S30)

Мо лод цы!  Правильно понимаете "идею Чучхе"  ;D. Вы об одном и том же, дополняя друг друга. У лодки бывает 3 загрузки - без ансабля, т.е. самбля, один бля . А это минимальная загрузка. С друганом ( а он может весить огого сколько - у меня 1 из кумовьев 140 , а я 76....)это средняя загрузка ну и компашкой на покатушки - вот тебе и максимум. Практика показывает - есть 2 варианта правильно подобранных винтов. 1 - на полном газу перекрут не выше 200 оборотов, но получаем саааааааааааааааааааааамый экономичный ход на крейсерских оборотах ( 4000-4500), недокрут примерно 200 оборотов = саааааааамая большая скорость на крейсерских оборотах, но сцуко жрет поболя. Лично у меня 3 винта. 1 это для загрузки 1- 2 чела, полный винт с шагом 282 мм, второй винт - ударил о камушек 282-й и подрезал до ровной лопасти, получилось у него диаметр между 240 и 220 мм - пользую при загрузке "выходного дня" = 3 чела и еда/вода, ну и винт с шагом 260мм для случаев, когда 5 человекаф в лодке.
По соласам инфа такая - кроме шага и диаметра еще я упоминал такой параметр - скольжение ( щас будет многа букаф)
При движении корпус судна увлекает за собой воду, создавая попутный поток, поэтому действительная скорость встречи винта с водой Va всегда несколько меньше, чем фактическая скорость судна V. У быстроходных глиссирующих мотолодок разница невелика - всего 2 - 5%, так как их корпус скользит по воде и почти не "тянет" ее за собой. У катеров, идущих со средней скоростью хода эта разница составляет 5—8 %, а у тихоходных водоизмещающих глубокосидящих катеров достигает 15—20 %. Сравним теперь теоретическую скорость винта Нn со скоростью его фактического перемещения Va относительно потока воды . Разность Hn - Va, называемая скольжением, и обуславливает работу по пасти винта под углом атаки a к потоку воды, имеющему скорость W. Отношение скольжения к теоретической скорости винта в процентах называется относительным скольжением: s = (Hn-Va)/Hn. Максимальной величины (100 %) скольжение достигает при работе винта на судне, пришвартованном к берегу. Наименьшее скольжение (8—15 %) имеют винты легких гоночных мотолодок на полном ходу; у винтов глиссирующих прогулочных мотолодок и катеров скольжение достигает 15—25%, у тяжелых водоизмещающих катеров 20—40 %, а у парусных яхт, имеющих вспомогательный двигатель, 50 - 70%.

так вот за счет формы лопастей солас имеет другое   скольжение и может оказаться эффективней родного.

По поводу нержавейки ... эти винты обычно имеют лучшую поверхность - зеркало, соответственно меньшее сопротивление воде, но сцуко если удариться им о дно, то он не гнется как люминивый, а гнется гребной вал... Со сталью надо акуратней ходить.

Цитата: DimOK от 04 октября 2010, 23:47:03
.....  в нашей компашке две одинаковые по размеру лодки...330 но разных производителей.... два мотора 15-ки.. с тем же приколом... так вот моя отстаёт и всё..
лодки разных производителей - вот где собака порылась!!!!!!!!!!! У меня знакомый жаловался, что по достижении определенной скорости у его надувнухи дно выгибается и хоть ты тресни .... ее веслом, быстрее ехать не хочет....

DimOK

05 октября 2010, 00:39:52 #13 Последнее редактирование: 05 октября 2010, 00:45:10 от DimOK
да я просёк.... у  товарища лодочка чуууть уже будет.... теперь о насущном... я не проч купить ещё один винт... с моим винтом, одному в лодке вообще жуть но, один я хожу редко .. можно сказать даже почти никогда... да и устраивает меня этот винт и когда лодка загруженна, и когда не очень.... но есть две проблеммы...
первая... при правельном подборе винта мотор будет ходить лучше и  соответственно прослужит дольше.....
вторая... уходит напарничег суко... потихоньку, но уходит... жаба душит-)))
Исходя из всего выше изложенного... вопрос остался открытый .. поясняю...производитель поставил на мой мотор винт исходя из своих,  правельных, думок... думки эти расчитанны на средне-статистического потребителя. и все критерии усреднены....  и он вообще даже не представлял на какое корыто я этот мотор приторочу, потому придумал мне разные винты....стоит ли заморачиваться с винтом для полного кайфа? и если стоит... самому думать неохота, подбирать неохота.. ткните пальцем в производителя и нумер шага... мотор  Ямаха 15-цыть, лодка Навигатор 330-цыть средний загруз 230 цыть кг. -)))))))))
Куплю шкурки браконьеров... дорого...

Саша (П2+S30)

05 октября 2010, 00:48:36 #14 Последнее редактирование: 05 октября 2010, 00:52:22 от Саша (П2+В30)
Цитата: DimOK от 05 октября 2010, 00:39:52
..производитель поставил на мой мотор винт исходя из своих,  правельных, думок... думки эти расчитанны на средне-статистического потребителя. и все критерии усреднены.... стоит ли заморачиваться с винтом для полного кайфа? и если стоит... самому думать неохота, подбирать неохота.. ткните пальцем в производителяи нумер шага... мотор  Ямаха 15 -цыть -)))))))))
Так производитель то и ткнул уже!!!! как заказывали, чтоб не думать совсем - глянул на цифру 15 на колпаке - вот тебе винт к ней.....
Только производитель то не учел, что лодка чуть шире,чем у друга, что вес с другом разный, что кто-то в фуфайке еще кататься будет распихивая льдинки ногой....
Нужен эфект от подбора винта - тахометр и жипиэс пред ясны очи, несколько винтов выпросить у друзей, отполировать свой, если лопасти побиты подрезать, но не желательно больше 5 мм на лопасть- совсем другой винт получится. и искать те самые + - 200 оборотов.

P.S. Винт должен на полном газу вытаскивать лодку на глис, а потом скинул 1/3 газа и наслаждаешься скольжением по воде, с минимальным расходом горючки.



Базы отдыха в Ростовской области YouTube Odnoklassniki Vkontakte Twitter